?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Как поверить в себя

  "Как поверить в себя" - вопрос вовсе не риторический. Ответы на него человечество дает испокон века в неисчислимых вариациях, обобщенных и частных. Ответы частные метафоричны - общая суть является в них через конкретный живой образ, и остается только суть эту уловить и перенести на свою жизненную конкретику: произвести умственную операцию, называемую аналогией.
Как поверить в себя и научиться ходить, когда ходить совсем не умеешь? Ребенок, ходить еще не умеющий, дает ясный ответ: встать и ходить. Падать и подниматься, снова ходить. Подниматься столько раз, сколько упал, и ходить, ходить - все легче, все увереннее, все лучше.

Вот главный секрет феноменальной детской обучаемости: ребенок НЕ ЗНАЕТ, что не умеет (ходить, говорить, общаться, пользоваться горшком, жить...) Падая, не понимает, что падение - неудача в ходьбе, двойка за неумение. Понимает только, что для продолжения ходьбы надо встать и идти дальше - и встает, и идет, превращая свою неудачу в удачу: после каждого падения идет уже чуть-чуть по-другому...

Беспричинная уверенность!.. Прутковское "хочешь быть счастливым - будь им" - не шутка, не ироническое издевательство, как кажется многим, а гениально точная психологическая формула, близкая к дзенскому коану, - формула внутренней независимости. Хочешь быть уверенным - будь им, вот и все, ничего для этого больше не требуется, никаких оснований и доказательств - все изнутри.

Поучимся у детей. Беспричинная, безоглядная, безопытная уверенность ребенка, учащегося ходить, говорить и жить, - уверенность наивная, рвущаяся навстречу ошибкам, не ведающая о своих рисках, - досознательная основа, первоначало, жизненное ядро всякой последующей уверенности.
"То, чего я не знаю, для меня не существует". Вот и нам с вами лучше бы по-детски не знать - а если знаем уже, то уметь забывать, умно и весело забывать о своих неумениях, недостатках и неудачах, обо всех этих двойках жизни, а просто делать и делать то, что не получается. Делать по-разному, так и сяк- изучать процесс.

Падать и подниматься, довольствуясь самим этим потоком проб и не озабочиваясь результатом, который придет раньше или позднее. Никаких самооценок! Заниматься делом, а не собой. Оценки извне принимать без эмоций - понимать их только как звено дела: обратную связь, рабочую информацию, компонент тренинга.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
_nephrite_
Sep. 2nd, 2010 11:34 am (UTC)
как то с детства приучили (видимо родители, и в садике, а затем и в школе) - вечно анализировать свое поведение, и за неудачи ты - "плохой". Вот и страшно пробовать еще. И уже далее пробовать не хочется. Уверенности в себе совсем нет :(
raduga_astro
Sep. 2nd, 2010 11:47 am (UTC)
Опять забыла дать ссылку)))
Это из рассылки Владимира Леви

"Вот и страшно пробовать еще" - а страхи у ВСЕХ есть, те или иные, это нормально - иметь страх. Со страхом можно взаимодействовать только одним способом - идти навстречу ему. Буду рада, если вам поможет этот ролик:

http://video.mail.ru/mail/elena-6767/111/165.html
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

raduga_astro
Elena Raduga, астропсихолог

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com