?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Ее священные огни

Оригинал взят у rakugan в Ее священные огни

«Геката» работы Mari-na
Галерея художницы: http://mari-na.deviantart.com/gallery/


Вот уже пятый год по всему миру разные люди участвуют в обряде «Ее священные огни», посвященном богине Гекате.
Ритуал проводится в майское полнолуние. Начало ему положила Сорита д'Эсте (Sorita d’Este), описавшая его в своей книге. Первый ритуал состоялся 27 мая 2010 года. С тех пор ежегодно в нем участвует несколько тысяч человек, а текст ритуала переведен на 22 языка.
В 2014 году дата ритуала приходится на 14 мая.

По этому случаю я написала небольшой постинг о Гекате. К сожалению, многое пришлось оставить за его пределами, поэтому очень рекомендую прочесть статьи, которые указаны в списке литературы в конце - они подробные и интересные.


Итак, Геката (Ἑκάτη) — древнегреческая богиня перекрестков, огня, лунного света, магии, трав и ядов, некромантии и ворожбы.
Вполне возможно, что это богиня не греческого происхождения, а культ ее был заимствован греками у автохтонного населения Эллады. Косвенно на это указывает то, что Геката происходит от титанов — древних великанов, побежденных олимпийскими богами. В религиозных текстах она нередко упоминается рядом с другими божествами не греческого происхождения - индо-иранским Митрой, фригийской Кибелой, догреческой Корой (Персефоной).

«Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак...» (Н.А. Кун)

К Гекате прибегали в особо сложных и опасных делах.Именно в храме Гекаты просит Ясон волшебницу Медею о помощи. Богиня Афина, превращая Арахну в паучиху, использует зелье Гекаты. Цирцея, известная по мифу об Одиссее, была жрицей Гекаты.
Геката же помогла богине Деметре найти ее дочь Персефону, когда ту похитил бог подземного царства Аид.

...Гекату, - ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.

(Гесиод «Теогония»)



Hecate_Chiaramonti
Т.н. «Геката Кьярамонти» — римская копия с греческого оригинала. Музей Кьярамонти, Ватикан.


В Малой Азии культ Гекаты набрал силу к V веку до н.э., а затем быстро распространился по всему Эгейскому региону. Нередко ее изображали с тремя лицами или тремя телами, как на скульптуре выше. Это указывало на ее власть над тремя мирами: небом, морем и землей. Гекату почитали наряду с Деметрой и Персефоной в ходе Элевсинских мистерий — одного из самых важных ежегодных религиозных празднеств в Древней Греции.

Об архаических истоках ее культа свидетельствует то, что она иногда изображалась с головами различных животных вместо человеческих. Иногда она выступает в роли Богини-матери и в этом случае изображается с младенцем.
Основные атрибуты Гекаты — ключи, кинжал, змеи, собаки, горящие факелы.
К ней обращались, называя ее «богиня трех дорог», «гневная», «светоносная», «спутница», «привратница» и «спасительница».

...Я призываю тебя, о разящая метко Геката,
Три заповедных пути предержащая грозная дева,
Сжалься, сойди к нам в земной ипостаси, морской и небесной,
В пеплосе ярком: своей желтизною он с крокусом спорит.
Души умерших из бездн увлекая вакхической пляской,
Бродишь, Персеева дочь, средь могил затевая охоту.
Вслед за тобою бегут по безлюдным просторам олени,
Псы окружают тебя, о царица полночных видений.
Неодолимая, ты отзываешься свистом смертельным.
Дева ночная, тельцов приносящая в жертву; вселенной ключница.
Нет поясов на одеждах твоих прихотливых...

(Орфический гимн Гекате)


Как аргумент в пользу догреческого происхождения Гекаты приводится тот факт, что ее постоянными спутниками были собаки. Собак же приносили ей в жертву и даже ели их мясо во время ритуальной трапезы.
Эти животные использовались для подношений только иноземным богам, вошедшим в греческий пантеон. Принесение собаки в жертву само по себе было «пограничной», нетрадиционной практикой.
Помимо собак, Гекате были посвящены и другие животные, ассоциировавшиеся с подземным миром или с нечистотой: например, лягушка или рыба барабулька (султанка), которая, умирая, меняет окраску с серебристой на алую, цвета крови.

О хтоническом характере богини свидетельствует жертвоприношение, совершаемое не на алтаре, а в яме, причем глубокой ночью:

«...Наступила ночь. Одевшись в черные одежды, Ясон пошел на берег Фазиса и там в глухую полночь омылся в его быстрых волнах. Затем он вырыл глубокую яму и принес над ней, как велела ему Медея, жертву Гекате. Лишь только жертва была принесена, как содрогнулась земля и появилась великая Геката с дымящимися факелами в руках. Страшные чудовища и изрыгающие огонь драконы окружали Гекату, лаяли и выли вокруг нее ужасные адские псы. Окрестные нимфы с громким криком бежали, увидя Гекату. Ужас объял Ясона, но, помня слова Медеи, не оборачиваясь, шел он к «Арго», где ждали его друзья...» (Н.А. Кун)

Медея — колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона — в некоторых версиях мифа описывается как дочь Гекаты. В других она называет эту богиню «владычицей, которую я чту особенно, пособницей моею». Именно к этой богине Ясон обращается по совету Медеи. Богиня помогала и самой Медее в ее магических деяниях — воскрешении мертвых, возвращении молодости старику, а затем — в страшной мести обидчикам.



«Геката» — рисунок Стефана Малларме в «Les Dieux Antiques» (1880)


Однако функции Гекаты не ограничивались магией и связью с загробным миром. Как Геката Пропилея («привратница») она была хранительницей городов, отвращающей зло от их стен и защищающей жителей. Святилища ей устраивали не только у городских врат, но и перед частными домами. Небольшое святилище, установленное перед дверью дома, называлось у греков «гекатейон».

В Афинах соблюдался обычай жертвенной трапезы для богини в последнюю ночь лунного месяца (т.н. Deipnon, «ужин»). Считалось, что в эту ночь Геката появляется на земле в сопровождении свиты из неупокоенных душ — несправедливо убитых или неотомщенных. Чтобы умилостивить души умерших, им оставляли угощение возле входа в дом или на перекрестке дорог: сырые яйца, медовые лепешки, чеснок, куриные сердца и рыбу.
После этого нельзя было покидать ночью дом, чтобы не потревожить мертвых. Впрочем, как говорится в одной из комедий Аристофана, на бесплатное угощение возле богатого дома тут же сбегались бедняки — их не пугал гнев умерших, зато терзал голод.

К Гекате прибегали за помощью в самых разных жизненных обстоятельствах. «Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит», — замечал по этому поводу Гесиод. С молитвами к ней обращались политики, воины на поле битвы, участники судебных процессов и спортивных состязаний, моряки, рыбаки, охотники, пастухи, больные, желавшие исцеления. Особой «сферой ответственности» Гекаты были маленькие дети: «искони юность хранит она», писал Гесиод.

Большой храм Гекаты располагался в городе Лагина (на территории современной Турции), где ежегодно проводилась церемония под названием «kleidos agoge» («шествие с ключом»). Исследователи предполагают, что эта процессия была связана именно с Гекатой в ее роли Пропилеи — хранительницы врат.
Кроме того, богиня выступает как хранительница ключей от подземного мира и проводница душ умерших. А в одном из посвященных ей гимнов она именуется, как мы видели выше, «ключницей Вселенной».
Современные реконструкторы с 2000 года проводят в этом храме праздник «Гекатесия», приуроченный к сентябрьскому полнолунию.



Руины храма Гекаты в Лагине.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/foxess/post151555801/



Другим городом, где почитали Гекату, был Византий — древнегреческий город на территории нынешней Турции, основанный в VII в. до н.э., предшественник Константинополя и современного Стамбула.
Согласно легенде, Геката спасла город, когда в 330 г. до н.э. на него собирался напасть Филипп Македонский. Войска подошли к городской стене темной дождливой ночью, чтобы застать стражу врасплох. Но внезапно весь город озарился ярким светом, как если бы над ним взошла луна или пронесся метеор.
Это богиня с факелом в руке явилась предупредить горожан. Ее собаки разбудили всех своим лаем. Византийцы бросились к оружию и дали отпор македонянам. После этого чудесного спасения на холме над проливом Босфор была воздвигнута статуя богини, известная как Геката Лампадефорос — «Геката с факелом».


И даже несколько столетий спустя, после распространения христианства, ритуалы в честь Гекаты не исчезли. Христианские авторы, естественно, обличали их. Так, св. Ипполит Римский в III в. н.э. в своей книге «Философумена» записал обращение язычников к Гекате:

«Прийди, адская, земная и небесная Бомбо, богиня широких дорог, перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх в смертных, Горго, Мормо, Луна, в тысяче видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение».

Сложно сказать, насколько текст соответствует реальному (вряд ли христианский монах лично участвовал в таинствах). Однако это лишнее доказательство того, что культ Гекаты существовал еще долгое время после распространения христианства. Почитателями Гекаты были император Юлиан Отступник (IV в. н.э.) и ряд философов и мистиков того времени.


Еще несколько столетий спустя через византийскую литературу представления о Гекате проникли и в Киевскую Русь. Так, в «Слове св. Григория Богословца» («Слове об идолах»), составленном, как предполагается, в XII веке, осуждаются те люди, которые тайком почитают языческих богов — например, жертвенной кровью «мажютъ Екатию богыню, сию же деву творять и Мокошь чтуть».
Конечно, вряд ли в простом народе наряду с привычной Мокошью так уж хорошо знали иностранную Гекату. Скорее, этот обычай мог быть распространен среди образованной аристократии и книжников, читавших по-гречески.


В современном язычестве Геката известна, прежде всего, в общинах эллинистической традиции. Но также ее почитают многие виккане, которые отождествляют ее с Триединой Богиней.

Ритуал священных огней Гекаты, как уже говорилось, ведет начало с 2010 года. Он исполняется, чтобы почтить Гекату и посвятить себя более глубокому изучению ее таинств.
Вот что пишут разные женщины, передавая свой духовный опыт общения с богиней:

...Едва были произнесены последние слова ритуала, облака разошлись и выглянула луна. Большая, беременная, совсем невысоко над головой. Такая красивая! Ветер утих, и покой, опустившийся на нас, был физически ощутим...
Чем лучше я узнаю Гекату, тем больше понимаю, что Она есть — всё. Она — сильная женщина, которая ведет меня, и она — строгий голос, который меня отчитывает. Она есть спор и разрешение спора, шаг вперед и остановка...
Она — связь с прошлым и ключ к будущему. Она есть вся вселенная и малейший атом, и огонек искателя в каждой из нас...
Для меня это не просто божество, а философский подход к жизни, который я стремлюсь использовать каждый день...
Это тьма внутри света и свет среди тьмы. Руководительница, воспитательница, учительница. Держательница ключей к тайнам внутри и снаружи.
Она есть Всё.
Она ЕСТЬ.




Алтарь Гекаты.
(с) Gwearbennen
Источник: http://gwearbennen.wordpress.com/2010/05/30/hecate-the-rite-of-her-sacred-fires/



Сайты:

http://sacredfires.co.uk
Сайт ритуала священных огней Гекаты

http://sacredfires.co.uk/rite-of-her-sacred-fires/rite-in-translation/russian-ритуал-ее-священных-огней/
Текст ритуала на русском (имя переводчика не указано; возможно, Зау Таргиски)

http://hekatecovenant.com
Сайт «Ковенант Гекаты»

http://hekatecovenant.com/rite-of-her-sacred-fires/rohsf-on-film/
Записи ритуалов — самого первого (жрица — Сорита д'Эсте, Уэльс, 27 мая 2010 года) и других, от разных участников и на разных языках.

https://www.facebook.com/groups/riteofhersacredfires
Группа «Ее священные огни» в Фейсбуке


Литература:

http://en.wikipedia.org/wiki/Hecate

Н.А. Кун. Мифы и легенды древней Греции, http://lib.ru/MIFS/greece.txt

Галина Бедненко. Богиня Геката, http://pryahi.indeep.ru/mythology/greek/hecate.html

Сорита д'Эсте, Дэвид Рэнкайн. Геката: пограничные обряды. Пер. Анны Блейз, http://lunaatra.org/715

Сорита д’Эсте, Дэвид Рэнкайн. Образы Гекаты. Пер. Анны Блейз, http://www.weavenworld.ru/C43/I271/P275

Античные гимны. М., 1988, http://www.stihophone.ru/works.php?ID=22436

Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Пер. С.В. Шервинского, http://lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt

Лукан Марк Анней. Фарсалия или поэма о Гражданской войне. Пер. А.Е. Остроумова, http://simposium.ru/ru/book/export/html/988

Гесиод. О происхождении богов (Теогония). Пер. В.В. Вересаева, http://lib.ru/POEEAST/GESIOD/theogonia.txt

Ипполит Римский. Философумена (Философские мнения или обличение всех ересей). Кн. IV, гл. 35.
Английский перевод — http://www.newadvent.org/fathers/050104.htm
Цитата на рус. по: Иванцов-Платонов. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 2011

Profile

raduga_astro
Elena Raduga, астропсихолог

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com