?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Оригинал взят у cheglova_prof в ПЕСНИ, КОТОРЫЕ ПОЮТ ЛЮДИ 3
Сообщение 3. Гордец, Сиротка, Изгой
Сообщение 1. Введение
Сообщение 2. Эмоциональные позиции. Счастливчик.




Я хороший - Ты плохой (Гордец/Громовержец)

Может статься, ты выбираешь прямую, ровную, широкую дорогу, которая проходит где-то очень высоко, и ты взираешь на мельтешащую внизу жизнь с чувством надменного недоумения и легкого презрения. Ты явно лучше. Ведь только ты умеешь так хорошо работать и управлять другими, только ты знаешь, как нужно и как должно воплощать проект, дружить, любить, воспитывать детей, только ты зарабатываешь деньги, а они все... да что там говорить! Если ты участвуешь в общем проекте – каким бы ни был твой реальный вклад, ты уверенно заявляешь, что результата достиг персонально… А как ты хорошо воспитан, ты всегда знаешь, как держаться с теми, кто ниже тебя и с теми, кто выше, что, как, когда и кому сказать, и все это у тебя выходит просто блестяще. Ты посвящаешь себя тому, чтобы устанавливать правила и границы для других и при этом нарушать правила и границы, которые для них комфортны и безопасны. Если, конечно, можешь сделать это безнаказанно, например, в отношении тех, кто тебя любит и не очень при этом умеет защищаться от подобных посягательств… Ты всегда право имеешь, ведь твоя установка Я-благополучен – Ты (то есть все остальные, да и вообще этот мир без твоего влияния) – не благополучен. И ты живешь по принципу:

Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
(А. Макаревич)

И ты его вовсю прогибаешь, и это у тебя получается. Ты высоко одарен, активен, деятелен, ты стремишься организовать все наилучшим образом, а именно – так, чтобы тебе было удобно. Причем, важно, чтобы ТОЛЬКО тебе. А других людей обязательно нужно «строить» - контролировать, указывать им границы, которые они не в праве преступать, и решительно ставить на место, которое ты им отводишь:

Стой, кто живет,
Здесь жить запрещено,
Это вас касается, и это не смешно.
Здесь вы должны приказы выполнять
И не надо мне в лицо тяжело дышать…

(“Лимонадный Джо”)

Главное стремление в твоей жизни – самоутверждение. А для этого существуют два пути. Используя первый, ты присоединяешься к силе и власти. Отождествляешься с ней. А, отождествившись, выбираешь для себя исключительную роль, в которой с тобой никто не сравнится, из которой ты сможешь делать и говорить все, что в голову придет – вот вам, нате! Даже если эта сила и власть заключена в должностной инструкции вахтера или билетного контролера… А если ты куда-нибудь становишься «вхож», особенно если приблизился к кормилу или кормушке, то это мгновенно подогревает твою самооценку до температуры кипения. Есть и еще один путь самоутвердиться. Пинать то, что не может ответить. Или не хочет. От Родины до детской веры в Деда Мороза.

Главное – высказаться, рявкнуть. Чтобы люди оценили. И впечатлились. При этом, чтобы не очень проглядывала за всеми этими спецэффектами внутренняя сущность, ты держишь дистанцию. Отношения с теми отчаянными храбрецами, которые все же решаются подойти к тебе на расстояние меньше пушечного выстрела, строятся по одному и тому же сценарию. Если приближаются «высшие» - ты тут же демонстрируешь всемерную готовность к общению. А если приблизившийся объект не может претендовать на это лестное определение, но ты чувствуешь, что этого человека можно использовать, ты тут же со всей ответственностью заявляешь:

Уходи, но оставь мне свой номер...
Я, может быть, позвоню.
А вообще я не знаю, зачем мне нужны эти цифры.
И я уже даже не помню,
Как там тебя зовут.
И теперь для меня номера телефонов как шифры.
Уходи! Оставь телефон и иди...
(Музыка, слова: В.Цой)

Это тестовое поведение. И оно действует безотказно. Поскольку, если твой собеседник не из тех, кто позволяет вить из себя веревки, ты услышишь в ответ вежливое и спокойное «до свидания». И номер телефона тебе, скорее всего, не оставят. И отношения на этом завершатся. А вот если оставят, то ты позвонишь. Обязательно. И тут начинается второй тур конкурса. И его пройдет только та (или тот), кто приветствует тебя, захлебываясь от восторга. А ты поймешь, что звонка твоего ждали – с трепетом и надеждой. И ты назначишь встречу. И расскажешь на этой встрече, какие недостойные люди попадаются тебе на жизненном пути. И какие страдания они тебе причиняют своим невниманием, а часто и прямым предательством твоих интересов. Тебя выслушают внимательно и сочувственно. А ты намекнешь, что кое-кто, возможно, все-таки сможет стать для тебя мало-мальски приемлемым. Если очень постарается, конечно:

Я назову тебя реченькой,
Только ты дальше теки.
Я назову тебя звёздочкой,
Только ты ярче свети.
Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай.
Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай.
(Музыка: Г. Пономаренко, слова В. Боков)

Да, поглаживания, которые ты даешь, нужно зарабатывать, и чем более тяжелым трудом, тем лучше подтверждается твоя установка превосходства над этими «скромными, тихими, милыми», которые готовы из кожи вон лезть, чтобы обрести твою снисходительность, наивно принимаемую за искреннее чувство. И не важно, какое. Любовь, дружбу, желание и намерение сотрудничать... Конечно, тебе нужны именно такие персонажи вокруг. Аккуратные, исполнительные, заботливые. Удобные говорящие инструменты для достижения твоих великих целей. А если вдруг, не дай Бог, какая оплошность в их поведении, то соответствующая реакция не заставит себя ждать. Ты подвергнешь виновных опале. Гнев твой будет страшен, а ирония убийственна. А на их робкие попытки вымолить прощение и реабилитироваться в твоих глазах ты отвечаешь безапелляционно и очень убедительно:

Когда солдаты придут с победой домой,
Когда мы сможем гордиться страной.
Когда летним днем закружит снег
В моем окне…
Я дам тебе знать – и ты вернешься ко мне.

Когда морской прибой превратится в отбой,
Когда за мной и тобой придет архангел с трубой.
Когда наша жизнь привидится мне
В кошмарном сне –
Я дам тебе знать – и ты вернешься ко мне…
(Музыка, слова: А.Макаревич)

Дорогое, однако, удовольствие – такое вот возвращение. И ты искусно выбираешь в своем окружении именно тех, кто готов платить. Точнее, формируешь свое окружение именно из них. И, сформировав, со смаком и чувством глубокого удовлетворения раздаешь своим ближним пинки – взаимодействия, вызывающие у них негативные эмоции. Например, цинично обесценивая любые их светлые чувства и позитивные жизненные устремления. Неровен час, очухаются, почувствуют собственные силы и выйдут из-под контроля:

Ты думал собой осчастливить весь свет,
Сияньем его озарить,
Но ветер подул, и тебя больше нет...
Кого ты хотел удивить?
Скажи мне, чему ты рад?
Постой, оглянись назад.
Постой, оглянись назад, и ты увидишь,
Как вянет листопад,
И вороны кружат,
Там, где раньше был цветущий сад.
(Музыка, слова: А.Макаревич)

В транзактном анализе описывается интересная закономерность: чем больше человек принимает поглаживаний, тем меньше отдает пинков. А громовержцы очень склонны достающиеся на их долю поглаживания обесценивать. Если поглаживания, даже самые искренние, рискуют дарить те, кто от них эмоционально или социально зависим, или просто отнесен к ним к категории «нижестоящих», то способ обесценивания – назвать их лестью и подхалимажем. Поглаживаний же от вышестоящих они страстно добиваются. Но когда сподобятся, наконец, то принимают их внешне радостно и подобострастно… Но считают недостаточными, сколь бы щедры они ни были. А если их дарят люди равные, то это вызывает отторжение, выражаемое в широком диапазоне эмоциональных реакций – от полного игнорирования до отчаянной агрессии. Поскольку громовержцы искренне убеждены, что партнерские отношения на равных между людьми невозможны. Противоестественны. А, значит, принять поглаживание от человека, «претендующего» на равенство с ними, солнцеликими – значит проявить слабость и поддаться коварному захватчику, стремящемуся над ними властвовать.

Ведь я тебе не верю,
И пусть немного больно.
И я не пожалею,
И я скажу: "Довольно".
Ведь я тебе не верю,
Печаль исчезнет без следа,
И я пройти сумею
Свою дорогу без тебя.
Ведь я тебе не верю
(Музыка, слова: Т. Демчук)

И такая вот установка – не допустить до себя никаких искренних проявлений человеческого внимания и любви – обкрадывает громовержцев, а они не успевают даже этого осознать… И, как следствие, продолжают активно самоутверждаться путем раздачи все новых и новых пинков. По большому счету этот процесс становится для них самоцелью и главным источником эмоциональной энергии. В итоге чаша терпения регулярно пинаемых и прогоняемых сограждан может и переполниться. И они могут таки от громовержца уйти. И он остается «не при деле», а вокруг него – пустота. Такая же, как в душе. И он переживает от того, какие мерзавцы все в этом мире, кроме него. Некоторое время…

Большие города
Пустые поезда
Ни берега, ни дна
Все начинать сначала
Холодная война
И время как вода…
Полковнику никто не пишет
Полковника никто не ждет
(Би2)

А потом соберется с силами, снова объявляет «кастинг» и найдет себе новых почитателей и обожателей. Новые инструменты для продвижения по жизни и – по совместительству – мишени для пинков. И все начнется сначала…
«Однако, было бы еще терпимо, если бы некоторые не доставали своими сентиментальными приставаниями, бездельем и глупостью. Вот если бы от них от всех избавиться, то тогда... Ах, что за жизнь тогда настанет!»

Я плохой - Ты хороший (Сирота)

Это следующий вариант жизненной установки, формирующей судьбу. Что-то очень большое и страшное случилось с тобой. Или с твоими предками. И ты не смог с этим справиться и навсегда признал себя побежденным. Жертвой обстоятельств. И теперь ты можешь выбирать лишь еле видную тропку, которая вьется среди острых камней, мокрых и холодных от постоянного дождя кустов и скрипучих деревьев. Кругом темно и страшно. Кто там за этой темнотой, какие они? Наверное, у них все получается, складывается... А вдруг они опасны? Но они так притягательны... И к ним так хочется, и ... нет, надо закрыться, отгородиться, чтобы не заметили... А если все-таки заметили, – поскорее извиниться и убежать... Ведь твое представление о себе, о своих способностях защитить себя и возможностях достичь желаемого очень и очень неблагоприятное:

Прошу себе не красоты. Причины вески...
Смягчи, Господь, мои черты, они так резки.
Когда я в зеркало гляжусь зверушкой мелкой,
Себе я, Господи, кажусь пугливой белкой.

Но если уж на то пошло, пусть буду птицей...
Тогда мне ниже крон крыло не даст спуститься...
Хотя я верую в любовь, и это греет,
Но тут ведь выследит любой, любой подстрелит.

И снова в зеркало гляжусь, а голос тонок,
На что ж я, Господи, гожусь, где мой бельчонок?
Но не кричу, молчу, держусь
На этой боли.
Хотя божусь, что не гожусь
Для этой роли.
(слова, музыка В.Долина)

Чтобы как-то существовать, хоть худо-бедно, надо чем-то зарабатывать себе на хлеб насущный, но это так трудно и унизительно... как в песенке Александра Вертинского:

Я – маленькая балерина. Всегда нема.
И скажет больше пантомима, чем я сама...
…И знает мокрая подушка в тиши ночей,
Что я - усталая игрушка больших детей.

Времена меняются, но всегда найдется кто-то, кто смотрит на жизнь снизу вверх. Приведу целиком текст песни Сергея Трофимова, где показано, как установка собственного неблагополучия и бессилия проявляется буквально во всех жизненных отношениях человека:

Я сутки напролет бомблю на «жигуленке»,
Работаю как вол, а денег ни гроша...
Стучит карданный вал, как в брюхе селезенка,
Сцепленье барахлит, и мается душа.
А дома ждет жена и хочет жить красиво:
попробуй не подмажь - сорвется с тормозов...
И почему-то мне от этого тоскливо,
К тому же, как на грех, пробило колесо.

Бьюсь как рыба, а денег не надыбал...

Отбойным молотком по скатам бьет дорога.
Я, кажется, в пути глушитель потерял -
У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял.
А тут еще ГАИ с купюрой на кокарде -
Мол, угадай с трех раз, на сколько ты попал...
У них карманы брюк - как лузы на бильярде,
А ты вгоняешь в них наличный капитал.

Бьюсь как рыба, а денег не надыбал...
И навалилась глыбой деньговая нужда.
Бьюсь как рыба, а денег не надыбал,
А где же мне их взять… туда-сюда!..
(слова, музыка С.Трофимов)

А что делается при этом в стране, ой... не дай Бог! Страна, причем любая, не пригодна для жизни по определению. Она как нерадивая и бесчувственная мать, не способна ни защитить, ни прокормить, ни на путь наставить.

Кровавая, хмельная,
Хоть пой, хоть волком вой,
Страна моя родная,
Ну что ж ты делаешь со мной.
(З. Ященко. «Белая гвардия»)

Эх, мы сироты, мы сироты.
Это при живой стране…
(Т. Шаов)

Ой, Россия, ты, Россия,
Каторжанская ты Русь.
Что тебе страданья сына,
Что тебе мамани грусть...
(слова, музыка М. Круг)

«Эта страна» предоставляет возможности для жизни кому угодно, но не тебе. А тебя и тебе подобных может только послать на смерть в бессмысленной и жестокой бойне:

А богач теребит свою мошну,
А политик громко трубит о казне.
И только нас с тобой пошлют на войну.
И только нас с тобой убьют на войне.
()

Ты так устаешь от одиночества, от внутренней неустроенности своей души, что все время ждешь и надеешься, что появится кто-то, обнимет и согреет, и все пойдет замечательно. Поэтому ты так жаждешь любви. Но одновременно не веришь, что «достоин» этого.
Нет, мне ничего не надо от тебя.
Ведь все, чего хочу я –
Тенью на твоем мелькнуть пути,
Несколько шагов пройти…
(Музыка: М.Минков, слова: Л.Дербенев)

Отсюда некий надрыв, излишняя, вроде бы, эмоциональная напряженность. Похоже, жаждешь всей душой и одновременно не веришь в возможность осуществления. Именно поэтому надеешься так отчаянно и проявляешь неистовую готовность отдать все-все за любовь. Вернее, за те отношения со Значимым Другим, которые за нее принимаешь:

Я немыслимой ценой и своей мечтой
Заслужила это счастье - быть с тобой…
Быть всегда с тобой…
(Музыка: А.Пугачева, слова: В.Горбачев)

Но счастье так скоротечно, так непостижимо и непостоянно, и приходит разлука, и разбивает твою жизнь, и ты снова оказываешься в одиночестве. Подтверждая тем самым глубинную убежденность в собственной несостоятельности. И принимаешь на себя вину, пытаешься выплакать, вымолить прощение и оправдаться в неведомых своих прегрешениях...

Мой нежный друг,
Часто слезы роняю.
И с тоской я вспоминаю
Дни прошедшей любви.
Я жду тебя, как прежде.
Ну не будь таким жестоким.
Мой нежный друг,
Если можешь, прости!
Я пишу тебе снова,
Видишь, капли на строчках.
Все вокруг так сурово
Без тебя, без любви.
Твои письма читаю,
Не могу оторваться.
И листки их целую,
Умоляю, прости!
(Музыка Г. Раймондо, обр. А. Островского, слова: И.Аркадьев)

Или просто хнычешь тихонько, всхлипывая, как маленький потерявшийся ребенок:

Ты успокой меня, скажи, что это шутка,
Что ты по-прежнему, по-старому моя,
Не покидай меня, мне бесконечно жутко.
Так одиноко и так страшно без тебя…
(слова, музыка А. Вертинский)

Но тщетно. Ничего не поделаешь, такова воля слепого рока... Конечно, это не решение ветреного партнера. Так было бы слишком просто.

Волны, катятся волны,
Бьются в кромку земли,
Как наша любовь, эти волны
Полынною горечью полны,
И жажды счастливыми быть
Не утолить...
(Сергей Захаров)

Таковы они, «покупатели» условных поглаживаний у гордецов-громовержцев… Они настолько нуждаются в подтверждении своей «нужности» хоть кому-то в этом мире, что впадают в зависимость от объектов своей привязанности. И барахтаются в паутине, сплетенной из эфемерных условных поглаживаний и вполне ощутимых пинков, пока не разорвут ее, когда энергия пинков превысит их способность терпеть или пока не надоедят своим «паукам», выбравшим более молодую, обеспеченную и привлекательную «муху». А прежней ничего не останется, как только спеть, в который раз подтверждая свою неблагополучную эмоциональную установку. И тем самым, подкрепляя ее и усиливая:

Ухожу по ночной дороге из весеннего сумасбродства,
С каждой улицей нестерпимей ощущая свое сиротство.
(“Белая гвардия”)

Такие люди истово верят, что их судьба – все время быть гонимыми, а потому - несчастными.

С богом, милый мой, видно так назначено судьбой,
Как ленточка, что, кажется, вьется, да не вяжется,
Она во всю куражится, смеется надо мной
(“Кукуруза”)

И эту веру в собственную несостоятельность по сравнению с другими людьми очень трудно поколебать, ведь основное свойство эмоциональных установок – подтверждаться любой ценой. В любой ситуации. И каждый увесистый пинок, преобразовать который в «золотой» не хватает ни сил, ни знаний, ни убеждений – достойное подтверждение этой установке. Как правило, сиротки, как и гордецы, не способны принимать искренние поглаживания. Но совсем по другой причине. Гордецы обесценивают поглаживания, поскольку принять – ниже их достоинства. И раздают пинки. А сиротки наоборот, считают себя недостойными поглаживаний. И принимают пинки. Поразительно умение таких людей черпать из пинков жизненную энергию. Если мы недостойны поглаживаний, сойдет и пинок. Если так не дадут, то спровоцируем. Самое страшное для них – безразличие. Взаимодействие без чувств. Поскольку в нем нет эмоциональной энергии. Складывается впечатление, что другие люди нужны сироткам совсем не для любви, дружбы, сотрудничества, а лишь как источники этой самой энергии, в которой они нуждаются для подтверждения самого факта своего существования. В котором, похоже, в глубине души совсем не уверены. Именно поэтому опять и опять выбирают для себя заведомо неподходящих партнеров…

Я не могу без тебя,
Я не могу без тебя,
Видишь, куда ни беги,
Всё повторится опять.
Я не могу без тебя,
Я не могу без тебя,
Жить нелюбви вопреки
И от любви умирать.
(К. Меладзе)

«Нет, больше невозможно терпеть... Бежать! Съежиться, спрятаться от всей этой невыносимой боли. И надолго... Куда угодно... Где не так страшно... Только бы жить... Спасите!!!»

Я плохой - Ты плохой (Изгой)

Ты так стремился, ты так старался, ты искал и ждал... Но они не поняли, они отвергли, и нет больше сил, и пропади оно все пропадом, как-нибудь и без них, ну их к... Что? Какая там работа... ну, если очень надо деньжат перехватить, чтобы уж не сразу загнуться с голодухи... Семья? Чья семья? Да вы что! Вот если бы выпить чуток... Забыться...

Меня зовут Последний поворот.
Меня вы знаете сами
По вкусу водки и сырой земли
И хлеба со слезами.
В моем дому все хрен да полынь,
Дыра в башке - обнова,
Мне нож по сердцу там, где хорошо,
Я дома там, где херово.
На кой мне хрен ваш город золотой,
На кой мне хрен петь складно -
В моей душе семь сотен лет пожар,
Налей еще, и ладно.
А если завтра в чистый рай
Под белы руки взят буду,
Апостол Петр, эх, батька - Николай,
Пусти меня отсюда.
А в чистом небе два крыла
Чертят дугу исправно.
Я сам хромой, и все мои дела –
Забыть бы все – и славно.
(Б. Гребенщиков)

И, словно вступая в печальный диалог с предыдущим поколением, перехватывая эстафетную палочку, вступает Дельфин. У этого «лирического героя» тоже нет сил и ресурсов для жизни, и помощи он не ждет ни от кого. И другие люди уже не нужны. И не интересуют уже ни пинки, ни поглаживания… Он не видит, не слышит, не чувствует. Не реагирует. Никак.

Ты знаешь, я тоже устал и тоже сбился с пути.
Я тоже все потерял, не успев ничего найти.
И в крошечном сердце моем давно поселился страх,
Если бы он был огнем, то я бы рассыпался в прах.

Бессмысленность прожитых дней, безрадостность сделанных дел.
Казалось, что я сильней и что далеко предел.
Я тоже чертил черту, пытаясь шагнуть за край,
Но знаешь, я не могу, когда в глаза мои смотрит май.
(Дельфин)

В профессиональной жизни появление у человека появление признаков этой установки характеризует так называемый синдром эмоционального выгорания. Он возникает, когда человек испытывает постоянный стресс на рабочем месте, и при этом количество негативных эмоций («пинков») превышает количество позитивных эмоций («поглаживаний») настолько сильно и настолько долго, что человек не может более этого выносить без ущерба для психического и физического здоровья. Когда по образному выражению Э.Морроу, в воздухе вокруг этого человека распространяется запах горящей психологической проводки.

«Аха-ха, жизнь плоха! И просвета не предвидится, похоже. И что же с ней, подлюкой, сотворить-то?»
И на этот вопрос люди отвечают по-разному. По-разному решают свою судьбу. Кто-то выходит за пределы этой установки. Чаще самостоятельно, осознав сложившую ситуацию как потенциально опасную, и обратившись за помощью. Лучше за профессиональной.
А кто-то в сетях этой установки и доживает свою жизнь. Часто очень короткую…


Comments

Profile

raduga_astro
Elena Raduga, астропсихолог

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com