?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Оригинал взят у cheglova_prof в ПЕСНИ, КОТОРЫЕ ПОЮТ ЛЮДИ 2
Продолжение публикации глав из книжки. Она же - серия статей в газете "Золотая лестница". Итак, сообщение 2. О фиксированных эмоциональных установках (жизненных позициях).
Начало - здесь


НАШИ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

Интересно, а что именно мы выбираем, стоя на распутье? В первую очередь, наверное, то, как относиться к себе самому и окружающим. Можно ли доверять этому миру? Тепло ли в нем? Кто они, люди - попутчики по дороге жизни? Друзья, союзники или враги, а может быть, просто ничтожества, пыль, дело которых лишь устилать дорогу? С точки зрения транзактного анализа, то, как ты отвечаешь на эти вопросы, определяет, каким будешь ты сам, что будешь делать и во что верить.
Личность человека раскрывается в отношениях – к семье, работе, к знакомым и незнакомым людям, к природе, культурным явлениям, религии, родной стране, миру в целом. А отношения всегда окрашены эмоционально. И то, в какие цвета мы привыкли их окрашивать, отражено Эриком Берном в концепции жизненных позиций человека. Еще они называются фиксированными эмоциональными установками. Почему фиксированными? Они обладают способностью организовывать поведение человека таким образом, чтобы результаты этого поведения их подтверждали, и тем самым фиксировали. Как же они формируются?. Сначала – простейшая мыслительная операция: сравнение себя с другими. А затем – эмоциональная оценка результатов этого сравнения. Ведь как звучит близко «похожий – подходящий» и «не похожий – не подходящий».

Каравай-каравай,
Кого хочешь - выбирай…
(Народная русская песня-игра)

Отсюда четыре основные позиции по двум группам признаков: похож – не похож и хорош – не хорош.
Я – хороший (благополучный, +, ОК) – ТЫ – хороший (благополучный, +, ОК).
Я – плохой (неблагополучный, –, не ОК) – ТЫ– хороший (благополучный, +, ОК).
Я– плохой (неблагополучный, –, не ОК)– ТЫ– плохой (неблагополучный, –, не ОК).
Я– хороший (благополучный, +, ОК) – ТЫ – плохой (неблагополучный, –, не ОК).

Вот она – основа, своего рода матрица для выбора судьбы. Далее мы поговорим подробно обо всех ячейках этой матрицы. Разумеется, среди людей практически отсутствуют «чистые» образцы той или иной установки. И у каждого человека могут быть обнаружены все четыре, которые срабатывают в тех или иных обстоятельствах. Но стиль жизни в целом, как правило, формирует одна из них. А зоны действия остальных ограничены отдельными сферами жизни или ситуациями. Например, общий строй жизни одной из моих коллег определяет установка Я ОК – Ты ОК. Однако в работе чаще проявляется установка Я ОК – Ты не ОК. А в семейной жизни – Я не ОК – Ты ОК.

Я хороший - Ты хороший (Счастливчик)

Нижевоспетая оптимистическая жизненная позиция «Я-ОК – Ты–ОК» свойственна, по словам Берна, “счастливым хорошо организованным людям с выраженной способностью получать удовольствие”. Их обычно называют счастливчиками или баловнями судьбы. Они, обладая базовым доверием к миру как к неиссякаемому источнику благ и возможностей, умеют принимать дары собственной судьбы, а потом с успехом и удовольствием делиться ими с другими:

Давным-давно, в день моего рождения,
Когда была такой, как ты теперь,
За что - секрет, за просто так, наверное,
Мне подарил Господь свирель.
Свирель в моем звучала голосе,
Несла любовь измученным сердцам,
Но видно в том и Божий промысел,
Чтоб все отдать ученикам.
Возьми свирель мою волшебную,
Играй на радость всем, играй на грусть,
Что наша жизнь? Всего одно мгновение...
Ну, хоть на капельку продлится пусть.
(музыка, слова: И.Николаев)

В практике упорядочения и совершенствования собственной жизни важно вспомнить, осознать и укрепить лучшее в себе. И в первую очередь – то, что получено в дар от предыдущих поколений. Поэтому, рассматривая эту эмоциональную установку, я буду вспоминать людей, особенно значимых для меня, и песни, которые они пели в разных ситуациях. Это люди, чей талант, оптимизм, умение любить, работать и переживать сложные жизненные ситуации стали для меня важными ориентирами в жизни. И Вам, читатель, я предлагаю сделать то же. Вспомните, пожалуйста, тех, кто был вам дорог, кто любил вас таким, как есть. Как они жили? Что и как делали? Какие песни пели?

Итак, позиция счастливчика. Установка благополучия. С ней ты чаще всего делаешь оптимальные выборы. Спокойно и уверенно идешь по дороге своей жизни, постепенно познаешь себя, делаешь свое дело, находишь друзей и любовь, – активно строишь собственный мир. Тебя согревает солнце, и звезды указывают путь. Ты уверен в себе и в том, что в мире есть все, что тебе может понадобиться. Ты талантлив и щедр. Ты живешь в мире, не отделяя его от себя, а себя от него. Ты здесь свой. Здесь – это в своей стране, своей профессии, своей семье. И родная земля для тебя – источник жизненной силы и вдохновения:
Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву.
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой –
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой.
(музыка: Л.Афанасьев, слова: И.Шаферан)

и твоя страна подобна просторному доброму дому, где живут друзья.…

Я, ты, он, она – вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове “мы” - сто тысяч “я”…
(музыка Д. Тухманов, слова Р. Рождественский)

И эта душевная сопричастность искренне и тепло звучит в наших песнях. Недаром в двух последующих примерах бьют из-под земли родники – источники чистоты и силы. И в метафорическом плане, и в чисто житейском.

Живи, родник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной,
Земле навек родной...
(музыка: В.Добрынин, слова: В.Дюков)

Полюшко мое, родники,
Дальних деревень огоньки…
Золотая рожь да кудрявый лен…
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен.”
(музыка: И.Матвиенко, сл. А. Шаганов, М. Андреев, “Любэ”)

И целая россыпь песен о городах, где мы родимся и живем, где проходит наше детство и юность, где встречаем первую любовь… Откуда хочется вырваться, чтобы показать себя и посмотреть мир. И куда тянет потом вернуться.

Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою…
(музыка: В. Соловьев-Седой, слова А.Чуркин)

Ты одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда…
(сл. В.Дыховичный, муз. М.Табачников)

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах слышней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей.
(музыка: Дм. и Дан. Покрасс, слова: В. Лебедев-Кумач)

и, конечно, облетевшая весь мир и ставшая прямо таки визитной карточкой нашей страны:
Не слышны в саду даже шорохи.
Все здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера…

И дальше – вы только послушайте, только представьте себе:

Речка движется и не движется –
Вся из лунного серебра…
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.
(Сл. М.Матусовский, муз. В.Соловьев-Седой)

О двух последних песнях хочется сказать особо. В их текстах запечатлено многоцветье, полнозвучие живого мира и широкий диапазон ощущений счастливого человека. Слова их написаны так, что передают полное, объемное и гармоничное восприятие жизни. Как говорят физиологи, восприятие “через все сенсорные входы”. А специалисты по нейролингвистическому программированию (НЛП) скажут, что такие люди воспринимают мир и представляют его в своем психологическом пространстве «во всем богатстве модальных параметров». Модальных – значит, относящихся к определенным органам чувств: визуальных (зрительных), аудиальных (слуховых) и кинестетических (через телесные ощущения, осязание, обоняние и вкус). Далее мы поговорим о том, как влияет на поведение человека предпочтение того или иного сенсорного входа при конструировании картины мира. О так называемых визуалах, аудиалах и кинестетиках. О том, какие песни они поют, и как это сказывается на взаимопонимании между людьми.
Теперь о работе. Важная часть жизни, правда? И уровень профессионализма в избранном деле – хороший показатель отношения человека к себе и к окружающему миру. Что есть профессионализм, как не способность систематически, эффективно и надежно выполнять свою работу. Решать профессиональные задачи. Уважать себя и тех, для кого трудишься. А это значит – бережно и экономно относиться к себе как главному инструменту своей работы, беречь и развивать собственное здоровье, непрерывно расти и развиваться в своем деле.

Все эти жизненные аспекты, в общем, сильно зависят от способности ясно увидеть, осознать, объемно прочувствовать и прожить образ результата. А еще - иметь «душевное горючее», энергию и волю для его достижения. И об этом тоже есть песня:

Саянская ГЭС: затяжные дожди
И лес - то седой, то рыжий.
Саянская ГЭС, ты ко мне приходи -
Закрою глаза и увижу.

И вроде бы я навидался чудес,
Скитаясь всю жизнь по свету,
Но в сны мне стучит та Саянская ГЭС,
Которой еще и нету.

Все так же течет ледяная река,
И снегом полны овраги.
Саянская ГЭС – ты же в наших руках
И только чуть-чуть на бумаге.
(музыка, слова: Ю. Визбор)

Трудовая мотивация... Определение этого понятия я выучила еще в прошлом веке, в 1991 году, когда сдавала экзамен в аспирантуру Института медико-биологических проблем. В этом институте проводятся медицинские обследования космонавтов, ведутся разработки и испытания приборов и устройств для профилактики вредного воздействия космического полета на организм человека, моделируются условия длительных космических экспедиций, например, полетов на Марс. И, отвечая на вопрос профессора Павлова о самой главной при отборе космонавтов психологической характеристике – надолго задумалась. Ведь я-то готовилась к обычному экзамену по нормальной физиологии, по обычным учебникам для медицинского института… И как-то коряво сформулировала, что в космонавты отбирают людей с сильной волей. А профессор мне и говорит: «Воля – это, конечно, здорово. Но главное – мотивация. Насколько эти люди хотят в профессию. И чего именно они в профессии хотят. И для чего». И ведь это простое и строгое определение верно для любой профессии. Вспомним песни советских лет,– в них звучат радость и удовольствие и от самого труда, и от принадлежности к своему цеху, профессиональному сообществу. И от высокой социальной значимости результатов трудовой деятельности. Например, вот так, шутливо, в этой простенькой арии водовоза:

Удивительный вопрос:
Почему я - водовоз?
Потому что без воды -
И ни туды, и ни сюды.
(музыка: И. Дунаевский, слова: В. Лебедев-Кумач)

Слова этих песен отражают серьезное, ответственное и одновременно творческое, одухотворенное отношение к жизни и работе, и люди старшего поколения их помнят и до сих пор их с удовольствием поют. А мы им подпеваем:

Дни работы жаркие, на бои похожие,
В жизни парня сделали поворот крутой.
На работу славную, на дела хорошие
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
(сл. Б.Ласкин, муз. Н.Богословский)


Не кочегары мы, не плотники, но сожалений горьких нет, как нет,
А мы - монтажники – высотники, и с высоты вам шлем привет.
(Музыка: Р. Щедрин. Слова: В. Котов.)

В детстве я слушала не раз, как крестная моя, Раиса Тимофеевна Данцева, пела ее вот в таком варианте:“Мы - акушеры-гинекологи (да!) и из роддома шлем привет”. И рассказы крестной о работе акушеркой в таежном селе в районе Ачинска (Хакасия, ранее Красноярский край), куда сама попросилась распределиться после окончания медицинского училища, и ее добрый, теплый, жизнерадостный характер, и неизбывная любовь к людям во многом определили выбор мною профессии. Да и не только мною…
Среди песен профессиональных выделялась своей многочисленностью целая семья песен о полетах, а в них – образ творческого порыва, мужества, мастерства, - помните?

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.

Все выше, и выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ
(Музыка: Ю.Хаит, слова П. Герман)

Много лет назад мой дядя, тогда еще юный аэроклубовец, как и тысячи мальчишек его поколения страстно мечтавший о небе, маршировал по комнате и во все горло распевал эту песню, а в руках его был секундомер. Он использовал эту песню, чтобы правильно отсчитать время до момента, когда нужно будет дернуть за кольцо, раскрывая над собою парашют... Впереди была целая жизнь. Жизнь человека, сумевшего реализовать свои мечты и достичь высочайшего профессионализма в деле своей жизни…
Бывает, мне нужно впервые решиться на что-то важное, а я вдруг медлю, и к сердцу подкатывает холодок опасливой слабости, я решаю изменить свое состояние и действовать. И тогда я представляю себе, как он, Александр Терентьевич Сорокин, подтянутый, тонкий, русоволосый - такой, каким я его помню, привычно занимает свое рабочее место... Основательно и четко исполняет предписанные инструкциями будничные действия... И как, взяв надлежащий разбег, грациозным тигриным броском стартует в заполярное небо его семидесятитонный ракетоносец. Ту-16. Экипаж 6 человек. Максимальная скорость 1000 км/ч. Потолок 13000 м. Дальность полета 5760 км.
Курс на Атлантику. Из Заполярья к экватору с дозаправкой в воздухе между небом и океаном... За самолетом командира - остальные. Его ребята. За ними - Родина.
Работать. Летать. Жить...

И еще о летчиках, только уже об испытателях:
Мы учим летать самолеты,
Мы учим их страх побеждать.
Такая у нас работа –
Учить самолеты летать.
(Музыка: А. Пахмутова, слова: Н. Добронравов)

И конечно, столь популярные в эпоху Королева и Гагарина, да и некоторое время потом, песни об освоении космоса:

На пыльных тропинках далеких планет
Останутся наши следы
(В.Войнович)
***
Мы построим лестницу до звезд.
Мы пройдем сквозь черные циклоны
От смоленских солнечных берез
До туманных топей Оберона.
(Ю.Визбор)

И жаль, что социального заказа на подобные песни больше нет. И их больше не пишут. Ведь сейчас, как и тогда, для удовлетворенности жизнью важно получать удовольствие от работы. И песни, которые на это вдохновляют, всегда кстати.
Хотя... у каждого времени свои фавориты, и стали появляться уже новые профессиональные песни. Не такие эмоционально наполненные, как раньше, скорее, более реалистичные и описательные. Песни нового века…

Тормоза не откажут на спуске,
На подъем не заглохнет мотор.
И помчит по ухабам по русским
Дальнобойщик, водила, шофер.
(слова и музыка: С.Трофимов)

Время идет, и появляются все новые песни о людях, которые просто работают.
Вдалеке от больших городов,
Там где нет дорогих бутиков,
Там другие люди живут,
О которых совсем не поют.
Не снимают про них сериалов,
Ведь они не в формате каналов,
И не пишет про них интернет,
Их совсем вроде как бы и нет.
В суши барах они не бывают,
И в соляриях не загорают.
У них нет дорогой гарнитуры,
Наплевать им на эмо культуру,
Не сидят вконтактах, в онлайнах,
Они вкалывают на комбайнах.
(слова, музыка И. Растеряев)
Когда у тебя жизнь ладится и работа спорится – ты умеешь и славно отдыхать, общаться и смеяться – и с близкими, и с дальними:

На завалинке расселась почитай что вся семья.
Если песня здесь запелась – подпоет деревня вся.
Завалинка, завалинка, шумит о том, о сем.
Беда горой с плеч свалится, и все пойдет путем.
Завалинка, завалинка, вся рядышком родня.
Ох, потеснись, завалинка, своим признай меня.
(Музыка: О. Иванов, слова: А. Поперечный, “Сябры”)

И – очень значимая для меня русская народная песня. Из тех, которые пелись давным-давно, большой тогда еще и очень дружной семьей. С душевной радостью да в несколько голосов:

Звали девушку по отчеству Семёновной,
И не зря молва народная гласит –
Хоть и трудно ей жилось, но всё равно она
Лучше всех плясать умела на Руси.

Как сердце – стук – выходит в круг –
Смотри да не дыши…
Семеновна, Семеновна, а ну, давай, пляши!

Не забыть, как пели и плясали мои дорогие тетушки – Мария Семеновна и Валентина Семеновна, в девичестве Сапрыкины – как споро и красиво трудились, хозяйство вели, детей и внуков растили, рассказывали о жизни – о горьком и трудном – мудро и с юмором, о веселом и счастливом – бывало, и со слезою… И вплеталась история нашей семьи в судьбу страны. Эта их песня, и песня о них – замечательных, душевных русских женщинах.

У Семеновны за зимами и веснами
Вся головушка покрылась сединой,
Но не раз еще просили внуки взрослые:
- Ну-ка, бабушка, тряхни-ка стариной…

Здесь я еще раз скажу о способности возвращаться к своим истокам, чувствовать преемственность и поддержку, идущую из предыдущих поколений своего рода, принимая своих предков такими, как они были. Так, Дмитрий Шостакович, гениальный композитор и человек, вкусивший сполна как всемирную славу, так и опалу и гонения от советских руководителей, зачитывая подготовленную для него речь на одном из неизбежных тогда официозных собраний, отвлекся вдруг от бумаги и произнес: «Всем хорошим, что есть во мне, я обязан своим родителям». В те времена полагалось благодарить публично только коммунистическую партию и правительство. И эти его слова в то время многие посчитали безрассудством, а другие – актом большого личного мужества.
Приятие и признательность родителям, подарившим жизнь, учителям, вложившим знания и сформировавшим навыки, да и просто людям, которые рядом, сами по себе являются мощным источником созидательной и творческой жизненной силы:

Родительский дом - начало начал.
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет...
(Музыка: В.Шаинский, слова: М.Рябинин,)

Добрая сказка, родительский дом.
Тихо погасла звезда над прудом,
Где-то под сенью травы лебеды
Серого зайца исчезли следы…
Только росинкою – капелькой детства
Мне твоя песня досталась в наследство,
Милая мама.
(Музыка: А.Аверкин, слова: И.Лашков)

Ты порою был строгим очень,
Незаслуженно, между прочим.
Ты любил меня больше жизни
И добра для меня хотел.
Чтобы я хорошо училась,
Чтоб случайно не оступилась,
И чтоб дома была не поздно,
И счастливым был мой удел.
Папа, папа, папа,
Посидим вдвоём.
Папа, папа, папа,
По чуть-чуть нальём.
Мы с тобою, папка,
Старые друзья.
Время пролетело –
Повзрослела я
(Музыка, слова: А. Пряжников, «Дайкири»)

…Наши учителя, вам от души спасибо.
Вечно будет земля вашим трудом красива.
Наши учителя…
Сердечное вам спасибо.
()

Меня провожают
Лесные опушки,
Меня приглашают
Огни площадей,
Летят самолёты,
Считают нам годы кукушки.
И всё это вместе –
Планета людей.
Опять по тропинкам,
Следы заметая,
Шумит листопад нам,
И тают снега,
Разливаясь весной.
Я выйду из дома, и кто-то
Со мною окажется рядом.
Спасибо вам, люди,
За дружбу со мной.
(Музыка: Э.Колмановский, слова: М. Танич)

В транзактном анализе есть понятие, отражающее способность счастливчиков свободно и с удовольствием обмениваться эмоциональной энергией в специальных взаимодействиях. Такого рода взаимодействия, включающие узнавание и признание человека и сопровождающиеся положительными эмоциями, Эрик Берн назвал поглаживаниями (strokes). Они подтверждают и укрепляют установку благополучия. Поглаживания бывают безусловными, когда узнается и признается сущность человека («Вы – талантливый и красивый человек»). Безусловные поглаживания способствуют формированию опоры на собственное мнение и постановке независимых целей. Еще бывают условные поглаживания, когда признается и одобряется то, что человек делает («Вы здорово играете на саксофоне»). Счастливчики как самостоятельные творческие личности, отличаются умением сохранять и накапливать поглаживания в памяти. Таким образом они формируют для себя так называемые «банки поглаживаний». Предпочитая при этом поглаживания безусловные. Профессор Виктор Викторович Макаров, мой учитель транзактного анализа и наставник в профессии, исследовал эту способность и пришел к выводу, что объем «банка поглаживаний» прямо пропорционален масштабам целей, которых достигает человек. Будучи заведующим кафедрой психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования, он ввел в учебный курс для будущих психотерапевтов и медицинских психологов специальные упражнения по созданию личных банков поглаживаний. Их предлагается записывать, при необходимости вводя отдельные рубрики, а потом читать перед коллегами – слушателями курса. При этом важно, чтобы прочтение банка поглаживаний ровным голосом, в среднем темпе занимало не менее 15 минут. Такой объем считается достаточным для адаптации в обществе и работы в сфере «человек – человек». Скажу по своему опыту, что выполнение этого упражнения сильно способствует укоренению и развитию установки благополучия.
Перечитала предыдущий абзац… Он получился достаточно объемным, ведь я стремилась передать содержание понятия, дать основы классификации, да и об упражнении полезном рассказать на эту тему. А у Булата Окуджавы получилось спеть обо всем этом гораздо короче, проще и понятнее:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты.
Ведь это все любви счастливые моменты.
(Б. Окуджава)

Счастливые моменты любви… Драгоценное наполнение индивидуального психического пространства. Моменты, из которых складывается счастливая жизнь. И очень важно уметь разглядеть их в суете буден, прочувствовать всем существом и сохранить воспоминания о них в своем собственном «банке поглаживаний» по сути – «Банке реконструкции и развития психического потенциала личности»:

Сто часов счастья, разве этого мало?
Я его, как песок золотой, намывала.
Собирала любовно, неутомимо,
По крупице, по капле, по искре, по блестке,
Принимала в подарок
От каждой звезды и березки…
Ворожила над ним, колдовала...
Случалось, бывало,
Что из горького горя я счастье свое добывала

Внимание: такое умение добывать счастье из горя, преобразовывать энергию тяжелых испытаний и переживаний в источник мудрости и силы и трамплин для достижений – важнейшее свойство счастливчиков. В транзактном анализе взаимодействие, от которого человек испытывает негативные эмоции, называется пинком (kick). А пинки, преобразованные в жизненную силу, использованные счастливчиком для собственного развития – принято называть золотыми. Золотой песок души. А намыть этот песок и сохранить, особенно когда внешние обстоятельства совсем не собираются благоприятствовать человеку, решившему быть счастливым, а не сгибаться скорбно под грузом тяжких событий – это кропотливая и глубокая внутренняя работа.

Это зря говорится,
Что надо счастливой родиться.
Надо только, чтоб сердце
Не стыдилось над счастьем трудиться,
Чтобы не было сердце
Лениво, спесиво.
Чтоб за каждую малость
Оно говорило - спасибо...
(Музыка: К. Орбелян, слова. В.Тушнова)

И опыт успешного решения проблем и преодоления кризисных ситуаций, опыт побед над обстоятельствами и над собственной слабостью, незрелостью, некомпетентностью, занимает почетное место в банке поглаживаний каждого записного счастливчика.
И такие люди, носители установки благополучия, прекрасно осознавая все несовершенство мира и его базовую несправедливость, сталкиваясь подчас в своем стремлении к заветным целям с неистовым сопротивлением среды и материала, с завистью и яростью недоброжелателей, тем не менее, готовы делиться с ближними своим теплом и любовью. В общем, отношение к людям с такой установкой можно передать словами еще одной хорошей песни:

В миpе, где ветpам покоя нет,
Где бывает облачным pассвет,
Где в доpоге дальней нам часто снится дом.
Hyжно, чтоб в гpозy и снегопад,
Чтобы чей-то очень добpый взгляд,
Чтобы чей-то нежный взгляд согpевал теплом.

Мы желаем счастья вам,
счастья в этом миpе большом,
Как солнце по yтpам
пyсть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
и оно должно быть таким:
Когда ты счастлив сам,
счастьем поделись с дpyгим.
(муз. С.Намин сл., И.Шаферан)

Очевидно, сильные внешние потрясения вызывают у счастливчиков серьезное напряжение, однако и в этих условиях они не теряют способности спокойно и эффективно действовать и оставаться счастливыми. Ведь даже среди лишений, тревог и потерь большой войны, сражаясь и терпя неисчислимые лишения, они жили, любили и пели:

Эх, путь дорожка фронтовая.
Не страшна нам бомбежка любая.
А помирать нам рановато –
Есть у нас еще дома дела.
(сл. Б.Ласкин, муз. Б.Мокроусов)

Как-то, возвращаясь с работы, я увидела надпись на стенке: “Счастье - это не конечная станция, а способ путешествовать”. Я совершенно с этим согласна.


Profile

raduga_astro
Elena Raduga, астропсихолог

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com